На главную Написать сообщение Карта сайта Регистрация Вход
Телефон

Сайт больше не поддерживается.
Заходите на новый сайт
www.ngolab.ru

Регистрация
Налогообложение
Проверки
Отчетность
Ликвидация
Судебная практика
Хозяйственные вопросы
Все темы
Статьи
08  октября, 2010
Справка о казусах правоприменения законодательства о НКО
Темы: Гражданское общество, Законодательство
Краснодар
В современном российском законодательстве о некоммерческих организациях (НКО) закреплены правовые нормы и механизмы, которые существенно облегчают деятельность некоммерческих организаций. Однако на практике наблюдается весьма грустная картина – облегчающие жизнедеятельность НКО правовые механизмы не всегда действуют, поскольку просто не применяются чиновниками на местах! Причина этому не только правовая непросвещенность некоторых представителей государственных органов, но и отсутствие механизма взаимодействия между органами различных ведомств. В этой справке собраны казусы правоприменения законодательства о НКО территориальными органами Министерства юстиции из разных регионов России.

Казус № 1: Подача заявление о выборе упрощенной системы налогообложения (УСН).

Созданная некоммерческая организация имеет право выбрать упрощенную систему налогообложения. Согласно Приказу ФНС Российской Федерации от 13.04.2010 г. N ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» в заявлении о переходе на УСН (форма № 26.2-1) предусмотрено два способа его подачи. Первый – заявление может быть подано организацией одновременно с документами на государственную регистрацию. Второй способ – подача заявления вновь созданной НКО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Нас интересует первый способ подачи заявления. Надо отметить, что ранее указанный способ не был предусмотрен законом. Отсутствие в законодательстве права подавать заявление о выборе УСН одновременно с пакетом документом на регистрацию при создании НКО на практике вызывало как минимум - огромные неудобства, как максимум – пропуск срока, предусмотренного законом для выбора УСН. Что в дальнейшем на год лишало право некоммерческой организации находится на упрощенной системе налогообложения. Кроме этого наделяла НКО дополнительными обременительными обязанностями по сдаче пустых деклараций по НДС, ЕСН, налога на прибыль и т.д.

В отличие от коммерческих организаций, у которых налоговые органы принимали заявление о выборе УСН вместе с документами на регистрацию фирмы задолго до установления законом данного способа, некоммерческие - до сих пор лишены такого права.

Такая ситуация сложилась в Краснодарском крае. Управление Минюста РФ по Краснодарскому краю отказалось принимать заявление о выборе УСН вместе с документами на регистрацию некоммерческой организации, ссылаясь на отсутствие полномочий. На слова представителя организации о том, что сама форма предусматривает право подачи заявления в момент подачи документов на регистрацию, последовал ответ: «Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации». Откровенно сказать, к сожалению, другого от чиновников ожидать не приходится.

В действительности вырисовывается интересная ситуация: правовые нормы, обязывающие НКО осуществлять деятельность по строгим правилам и нормам, должны выполняться организациями безукоризненно. А нормы, специально созданные для облегчения работы некоммерческих организаций, порой, просто игнорируются. Но ведь закон необходимо соблюдать всем: как НКО, так и контролирующим их органам.

Казус № 2: Регистрация НКО на жилое помещение.

Неоднозначная ситуация по указанному вопросу сложилась на практике в Краснодарском крае. Специалисты краснодарского Минюста на приеме уверяют инициаторов создания НКО, что регистрация на жилое помещение нарушает действующий Жилищный кодекс, пугают отказом в регистрации, а также отсутствием механизма возврата госпошлины, которая в настоящий момент с января 2010 года составляет 4 тыс. рублей. Надо отметить, что подобные действия территориального Минюста не соответствует действующему законодательству. Поскольку регистрация на жилой адрес некоммерческой организации допустима. Более того, адрес жилого помещения необходим НКО только для осуществления связи с государственными органами, контролирующими некоммерческие организации, а не для места расположения организации.

Представители некоммерческих организаций, сомневающиеся в правоте слов сотрудников Минюста, вынуждены обращаться за консультацией к квалифицированным юристам. Так, правовые консультанты Ресурсного правозащитного центра, благодаря функционирования уже около 3-х лет «горячей линии» по правовой поддержке НКО 8-800-3333-068, оказывают консультирование по юридическим вопросам, в том числе разъясняют предусмотренное законом (!) право регистрации организации на жилое помещение. В итоге при подаче документов на регистрацию НКО на жилое помещение, территориальный орган Минюста выносит решение о регистрации НКО по жилому адресу.

«На предварительной консультации нам сказали, что не регистрируют на жилое помещение. А фактически не отказали», - недоумевает учредитель недавно зарегистрированного Западно-Кавказского научного центра Александр Лукин. Ресурсный правозащитный центр считает такое поведение со стороны представителей власти не допустимым.

Дробот Юлия Викторовна, юрист-консультант
*********************
АНО "Ресурсный правозащитный центр"
196084, Санкт-Петербург,
Московский проспект дом 79, литер А, помещение 9Н.
krasnodar@hrrcenter.ru
www.hrrcenter.ru
Прямая линия правовой поддержки НКО 8-800-3333-068
Тел: (812) 716-24-64
Факс: (812) 716-24-64
Моб: +7 918-188-00-60
Файл:
<<Назад
  Все права защищены. © 2011-2018 При использовании информации ссылка на сайт обязательна
Правила использования информации    |    Информация о сайте    |    Статистика    |    RSS    |    Связаться с администратором ресурса
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100