На главную Написать сообщение Карта сайта Регистрация Вход
Клуб юристов третьего сектора
Телефон


Регистрация
Налогообложение
Проверки
Отчетность
Ликвидация
Судебная практика
Хозяйственные вопросы
Все темы
Статьи
08  октября, 2010
Справка о казусах правоприменения законодательства о НКО
Темы: Гражданское общество, Законодательство
Краснодар
В современном российском законодательстве о некоммерческих организациях (НКО) закреплены правовые нормы и механизмы, которые существенно облегчают деятельность некоммерческих организаций. Однако на практике наблюдается весьма грустная картина – облегчающие жизнедеятельность НКО правовые механизмы не всегда действуют, поскольку просто не применяются чиновниками на местах! Причина этому не только правовая непросвещенность некоторых представителей государственных органов, но и отсутствие механизма взаимодействия между органами различных ведомств. В этой справке собраны казусы правоприменения законодательства о НКО территориальными органами Министерства юстиции из разных регионов России.

Казус № 1: Подача заявление о выборе упрощенной системы налогообложения (УСН).

Созданная некоммерческая организация имеет право выбрать упрощенную систему налогообложения. Согласно Приказу ФНС Российской Федерации от 13.04.2010 г. N ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» в заявлении о переходе на УСН (форма № 26.2-1) предусмотрено два способа его подачи. Первый – заявление может быть подано организацией одновременно с документами на государственную регистрацию. Второй способ – подача заявления вновь созданной НКО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Нас интересует первый способ подачи заявления. Надо отметить, что ранее указанный способ не был предусмотрен законом. Отсутствие в законодательстве права подавать заявление о выборе УСН одновременно с пакетом документом на регистрацию при создании НКО на практике вызывало как минимум - огромные неудобства, как максимум – пропуск срока, предусмотренного законом для выбора УСН. Что в дальнейшем на год лишало право некоммерческой организации находится на упрощенной системе налогообложения. Кроме этого наделяла НКО дополнительными обременительными обязанностями по сдаче пустых деклараций по НДС, ЕСН, налога на прибыль и т.д.

В отличие от коммерческих организаций, у которых налоговые органы принимали заявление о выборе УСН вместе с документами на регистрацию фирмы задолго до установления законом данного способа, некоммерческие - до сих пор лишены такого права.

Такая ситуация сложилась в Краснодарском крае. Управление Минюста РФ по Краснодарскому краю отказалось принимать заявление о выборе УСН вместе с документами на регистрацию некоммерческой организации, ссылаясь на отсутствие полномочий. На слова представителя организации о том, что сама форма предусматривает право подачи заявления в момент подачи документов на регистрацию, последовал ответ: «Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации». Откровенно сказать, к сожалению, другого от чиновников ожидать не приходится.

В действительности вырисовывается интересная ситуация: правовые нормы, обязывающие НКО осуществлять деятельность по строгим правилам и нормам, должны выполняться организациями безукоризненно. А нормы, специально созданные для облегчения работы некоммерческих организаций, порой, просто игнорируются. Но ведь закон необходимо соблюдать всем: как НКО, так и контролирующим их органам.

Казус № 2: Регистрация НКО на жилое помещение.

Неоднозначная ситуация по указанному вопросу сложилась на практике в Краснодарском крае. Специалисты краснодарского Минюста на приеме уверяют инициаторов создания НКО, что регистрация на жилое помещение нарушает действующий Жилищный кодекс, пугают отказом в регистрации, а также отсутствием механизма возврата госпошлины, которая в настоящий момент с января 2010 года составляет 4 тыс. рублей. Надо отметить, что подобные действия территориального Минюста не соответствует действующему законодательству. Поскольку регистрация на жилой адрес некоммерческой организации допустима. Более того, адрес жилого помещения необходим НКО только для осуществления связи с государственными органами, контролирующими некоммерческие организации, а не для места расположения организации.

Представители некоммерческих организаций, сомневающиеся в правоте слов сотрудников Минюста, вынуждены обращаться за консультацией к квалифицированным юристам. Так, правовые консультанты Ресурсного правозащитного центра, благодаря функционирования уже около 3-х лет «горячей линии» по правовой поддержке НКО 8-800-3333-068, оказывают консультирование по юридическим вопросам, в том числе разъясняют предусмотренное законом (!) право регистрации организации на жилое помещение. В итоге при подаче документов на регистрацию НКО на жилое помещение, территориальный орган Минюста выносит решение о регистрации НКО по жилому адресу.

«На предварительной консультации нам сказали, что не регистрируют на жилое помещение. А фактически не отказали», - недоумевает учредитель недавно зарегистрированного Западно-Кавказского научного центра Александр Лукин. Ресурсный правозащитный центр считает такое поведение со стороны представителей власти не допустимым.

Дробот Юлия Викторовна, юрист-консультант
*********************
АНО "Ресурсный правозащитный центр"
196084, Санкт-Петербург,
Московский проспект дом 79, литер А, помещение 9Н.
krasnodar@hrrcenter.ru
www.hrrcenter.ru
Прямая линия правовой поддержки НКО 8-800-3333-068
Тел: (812) 716-24-64
Факс: (812) 716-24-64
Моб: +7 918-188-00-60
Файл:
<<Назад
  Все права защищены. © 2011-2017 При использовании информации ссылка на сайт обязательна
Правила использования информации    |    Информация о сайте    |    Статистика    |    RSS    |    Связаться с администратором ресурса
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100