На главную Написать сообщение Карта сайта Регистрация Вход
Клуб юристов третьего сектора
Телефон


Регистрация
Налогообложение
Проверки
Отчетность
Ликвидация
Судебная практика
Хозяйственные вопросы
Все темы
Новости

12  мая, 2016
Минюст представил Госдуме доклад «об иностранных агентах»
Темы: Гражданское общество, Законодательство, Отчетность, Проверки, Судебная практика, Хозяйственные вопросы
Федеральные

Ежегодным планом проведения проверок некоммерческих организаций на 2015 год предусмотрено проведение 6 110 проверок некоммерческих организаций, проведено 5 714 плановых проверок, исполнение плана проверок в 2015 году составило 93,5%. 

На 2016 год запланировано 5 446 проверок некоммерческих организаций. В установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 порядке план проверок согласован с органами прокуратуры Российской Федерации. Планы проверок некоммерческих организаций на 2016 год размещены на официальном сайте Минюста России, а также на официальных сайтах территориальных органов Минюста России (в части, касающейся их деятельности).

Во внеплановом порядке в 2015 году проведено 380 проверок, или 6,7% от общего количества проведенных плановых проверок.

Плановые и внеплановые проверки проводятся:

  • по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее – выездные проверки) – 923 проверки (15%); 

  • без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее – документарные проверки) – 5 187 проверок (85%).

Выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Минюст России (территориальный орган) документах. В иных случаях проводятся документарные проверки.

Одним из видов контроля за деятельностью некоммерческих организаций является также посещение мероприятий, проводимых некоммерческими организациями (в 2015 году представителями Минюста России и его территориальных органов принято участие в 1 509 таких мероприятиях).

Наиболее эффективной и потому приоритетной мерой правового реагирования является привлечение некоммерческих организаций к административной ответственности, установленной КоАП РФ (в 2015 году в отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлено 13 889 протоколов об административных правонарушениях). 

В результате проведения 6 094 проверок и текущего контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации было вынесено 35 226 письменных предупреждений (представлений), в том числе за непредставление или несвоевременное представление некоммерческими организациями отчетности о своей деятельности. Такие некоммерческие организации были привлечены к административной ответственности в порядке статьи 19.7 КоАП РФ (составлено 9 175 протоколов, что составляет 66,1% от общего количества составленных протоколов).

В отношении 3 712 некоммерческих организаций за неисполнение ими предписания (предупреждения или представления) об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных  их учредительными документами, составлены протоколы об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП.

В реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (по состоянию на 01.01.2016), содержатся сведения о 111 организациях (в 2015 году – 81), из которых 80 включены в реестр по результатам государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами (в 2015 году – 66), 22 – по представлениям прокуроров (в 2015 году – 8), 9 организаций внесены в реестр на основании собственных заявлений (в 2015 году – 7).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ требования названного закона применяются к осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций с учетом особенностей организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений 

Критика закона об иностранных агентах является политической деятельностью и может стать поводом для включения некоммерческой организации в реестр иностранных агентов. Об этом говорится в ежегодном докладе о деятельности НКО – иностранных агентов, который Минюст представил в Госдуму. 

Среди других примеров политической деятельности в докладе особо выделена деятельность, направленная на дискредитацию внешней и внутренней политики, решений руководства страны (в том числе и в отношении событий на Украине) и изменений законодательства, в том числе в сферах международных отношений, градостроительной политики, регулирования отношений в интернете. 

Общественное мнение НКО формировали путем лекций, дискуссий, дебатов, семинаров и издательской деятельности. Отдельные характеристики получаемых из-за границы денежных средств (временные, количественные или видовые) значения для признания агентом не имеют, а законодательно исчерпать перечень акций, которые попадают под определение политической деятельности, невозможно, полагает Минюст. Не важно также, какие оценки дает власти НКО – положительные или отрицательные.

К административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ (осуществление деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) привлечены 54 некоммерческие организации, внесенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Особое внимание уделяется соблюдению некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, требований федерального законодательства о представлении отчетности, в том числе аудиторских заключений. В отношении 33 некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, составлены протоколы об административных правонарушениях в порядке статьи 19.7.5-2 КоАП РФ (непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента).

Вынесены предупреждения 44 некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента. Как отмечается в докладе, в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом почти втрое – с 29 до 81 – выросло число НКО, включенных в реестр иностранных агентов (по состоянию на 25 апреля 2016 г. в нем насчитывается 126 организаций). 53 НКО были привлечены к административной ответственности за осуществление деятельности иностранного агента без включения в реестр (на них наложены штрафы на сумму 12,6 млн руб.), еще 33 протокола составлены за несвоевременное предоставление отчетности. В отношении 15 НКО Роскомнадзор составил 27 протоколов за немаркировку их продукции словами «иностранный агент», на 10 из них наложены штрафы на сумму 5,25 млн руб. В 2015 г. Минюст рассмотрел 14 заявлений об исключении из реестра и половину удовлетворил, еще 14 НКО исключены из реестра из-за их ликвидации. Большинство включенных в реестр НКО считают действия органов юстиции и прокуратуры неправомерными и оспаривают их в суде, однако по 45 делам, принятым райсудами к производству, в признании незаконными соответствующих распоряжений Минюста было отказано, оставлены в силе решения по 19 апелляционным жалобам.

В 2015 г. НКО-агенты получили из иностранных источников 950 млн руб. (см. таблицу). Всего же за 2015 г. российским НКО (включая госкорпорации, госкомпании, религиозные организации, ТСЖ, фонды, ассоциации и проч.) из иностранных источников поступило около 87,5 млрд руб. Главными спонсорами иностранных агентов в 2015 г. стали институт «Открытое общество Фонд содействия» (77 млн руб.), Секретариат Северного совета (39 млн), Фонд Макартуров (37 млн) и Национальный фонд в поддержку демократии (36 млн), при этом три фонда из четырех (кроме Секретариата Северного совета) признаны в России нежелательными организациями, подчеркивается в докладе.

Помимо статистики в документе содержатся просьбы и рекомендации. Как и в прошлом году, Минюст просит доступа к налоговой и банковской тайне, поскольку кредитные и финансовые организации отказывают в предоставлении сведений, связанных с движением денег по счетам НКО. Кроме того, практически невозможно выяснить, получали ли российские юридические лица, которые жертвуют деньги НКО-агентам, финансирование из иностранных источников, поэтому Минюст просит дать ему право истребовать такую информацию у российских юрлиц и получать эти данные у Росфинмониторинга. 

Представляя доклад в Госдуме, Минюст попросил внести изменения в действующее законодательство и дать ему право на доступ к банковской и налоговой тайнам. В министерстве заявляют, что сегодня кредитные и финансовые организации отказываются предоставлять сведения, связанных с движением денег по счетам некоммерческих организаций.

Минюст также пожаловался на сложности с получением информации о том, получали ли финансирование из иностранных источников российские юридические лица, которые жертвуют деньги «иностранным агентам». Министерство попросило депутатов дать ему право истребовать такую информацию у российских юридических лиц и получать подобные данные через Росфинмониторинг. 

Читать весь доклад

<<Назад
  Все права защищены. © 2011-2017 При использовании информации ссылка на сайт обязательна
Правила использования информации    |    Информация о сайте    |    Статистика    |    RSS    |    Связаться с администратором ресурса
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100